Тональность - это довольно широкое понятие, но мы постараемся как можно проще в нем разобраться! Тональность можно объяснить как некую общность, семью или государство, внутри которого установлен определенный порядок и уклад. Это некая совокупность аккордов, объединенных в определенную систему. Тональность формируется вокруг одной из мажорных или минорных гамм. Сколько всего существует гамм - столько и тональностей! Существует 24 тональности, к ним прибавляется еще 6 энгармонически равных тональностей, например, си-бемоль и ля-диез минор. Таким образом, если собрать все возможные варианты получается 30 тональностей.
Тональность - это не единственный способ звуко-высотной организации. Наряду с тональностью существует модальность и ладовое мышление (читайте статью о диатонических ладах), додекафония, сериальная музыка. Тональная система сформировалась к 17 веку и привалирует в музыке до сих пор.
Основа тональности - это четкие гармонические функции, предполагающие наличие главных и подчиненных ступеней и аккордов. В гамме всегда семь ступеней. Устойчивые ступени в тональности - это первая, третья и пятая, то есть ступени, составляющие тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие - это основа тонально-гармонических функций! Две другие тональные функции - это субдомината и доминанта.
Главный аккорд доминантовой функции - это мажорное трезвучие или септаккорд на пятой ступени мажорной или минорной тональности. В миноре, в аккордах доминатовой функции обязательно повышается седьмая ступень, так как натуральное трезвучие или септаккорд на пятой или седьмой ступени в миноре доминантой не называется! Такой натуральный аккорд называют аккордом пятой ступени, хотя в широком смысле, он все равно относится к доминатовой функции.
К субдоминатовой и доминатовой функции относится не только четвертая и пятая ступень, но и другие ступени, такие как:
Интересно, что третья и шестая ступень могут менять свою функцию на тоническую, в зависимости от конкретной ситуации. Аккорды - трезвучия, септаккорды и нонаккорды можно построить на любой ступени в тональности, но важно не забывать о тонально-гармонических функциях и гармоническом "ритме". Функциональная схема - T-S-D.
Трезвучия и септаккорды имеют обращения, вот их названия:
Читайте отдельные статьи про трезвучия и септаккорды.
Тональности можно расположить по хроматической гамме или по степени увеличения знаков, по квинтам - от нуля до семи диезов или бемолей. Расположение тональностей по чистым квинтам хорошо видно на квинтовом круге (читайте статью о квинтовом круге тональностей).
Мажорные и минорные тональности могут иметь одинаковое количество знаков. Такие тональности образуют пару и называются "параллельные тональности". Они близки не только знаками, но и аккордовым составом. Так, например, параллельными тональностями являются До-мажор и ля-минор!
Мажорные тональности:
Минорные тональности: