Натуральные лады с красивыми загадочными названиями - Ионийский и Эолийский, Лидийский и Миксолидийский, Дорийский и Фригийский, а также Локрийский зародились еще в Древней Греции. Однако, в те времена это были не семиступенные лады, а тетрахорды, то есть звукоряды определенной структуры из четырех звуков. Постепенно тетрахорды начали дополняться пятым звуком, а затем и объединяться в октаву. В таком виде натуральные лады вошли в обиход Византийского церковного пения - Осмогласия. Каноны византийского осмогласия сложились к VIII веку и были воспроизведены сирийским богословом и гимнографом Иоанном Домаскиным в отредактированной им богослужебной книге Октоих - одной из самых главных христианких книг! "Октоих" происходит от греческих слов: окто - восемь и ихос - глас или звук.
Осмогласие буквально основано на Восьми гласах, или напевах, распевающихся на один из восьми натуральных ладов. В ходу были четыре основных лада (по-латыни - автентических, то есть главных) и четыре гиполада (по-латыни - плагальных, то есть подчиненных). Звукоряды гласов отсчитывались от нот: Ре - Дорийский, Ми - Фригийский, Фа - лидийский и Соль - Миксолидийский. Начальный тон гиполадов был расположен на кварту вниз относительно основных ладов.
Параллельно с развитием византийской музыки, происходило формирование Средневековой западно-европейской монодии - натуральные диатонические лады стали основой литургического амвросианского, а затем григорианского напева. Происходя от древнегреческих ладов, натуральные средневековые лады в византийской, а затем и западно-европейской традиции поменялись своими названиями. Например, тот лад, который в Древней Греции именовался дорийским, позднее стал фригийским ладом; лидийский лад соответствал структуре ионийского лада, а вот гиполидийский, как раз соответствовал лидийскому ладу. Натуральные лады царили в светской и духовной музыке эпохи Возрождения вплоть до формирования тональной системы в 17 веке. Однако, уже в 16 веке с развитием многоголосия и усилением роли светскости в музыке, система ладов начала соперничать с зарождающейся тональностью, формируя так называемую "модальную тональность". В середине 16 века в теории музыки закрепились еще два лада - ионийский и эолийский, как предвестники пришедших им на смену мажора и минора! Эти лады и раньше бытовали в музыке, но именно в 1547 году в трактате "Додекахорд" Глареана они были официально утверждены. Так появились: ионийский и гипоионийский, эолийский и гипоэолийский диатонические лады.
Интерес к старинным диатоническим ладам снова возник в музыке 19 века. Внимание к натуральным ладам было связано с интересом профессиональных композиторов середины и второй половины 19 века к народному творчеству и своим корням. Так, например, Фредерик Шопен часто использовал фригийскую и лидийскую краску для придания определенного колорита своей музыке. В произведениях Э.Грига часто встречается дорийский лад. Но это именно краска, интересный мелодический ход внутри абсолютно тональной музыки. Характерно использование ладов и для чешских композиторов А.Дворжака и Б.Сметаны. Для русской музыки характерно использование натурального мажора и минора близкого по смыслу ионийскому и эолийскому ладу засчет усиления роли плагальности (роли субдоминанты), смягчению доминантового и вводнотонового тяготения в миноре, благодаря натуральному созвучию на пятой ступени, засчет опоры на основной тон лада, а не трезвучие. Также характерна для русской музыки ладовая переменность, свойственная народным песням, частая смена мажора и параллельного минора. Встречаются в сочинениях русских композиторов миксолидийский, фригийский и дорийский лад.
Особенно сильное влияние лады оказали на музыку начала 20 века. Это связано и с фольклоными увлечениями, и с тем, что композиторы стали отказываться от строгих тональных устоев в пользу свободной и чистой новой ладовой системы. Таким образом, проделав долгий тональный путь, в 20 веке начала складываться новая модальность, основанная на старинных ладах или опирающаяся на авторские звукоряды. Сильное влияние натуральные лады оказали на современную по своей структуре музыку Б.Бартока. В его фортепианно-учебном цикле "Микрокосмос" нашли отражение устремления композиторов того времени. Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Стравинский, Шенберг - это далеко неполный список композиторов, в чьем творчестве так или иначе раскрывается идея ладовой природы музыки. Использование лада непросто в качестве колорита, как, например, целотоновая гамма Черномора из оперы Глинки "Руслан и Людмила", а восприятие лада, как структуры и основы для музыкального развития.
К ладам народной музыки относится и ангемитонная пентатоника - пятиступенный бесполутоновый звкоряд. Преобладание пентатоники характерно для музыки стран Юго-восточной Азии, недаром ее еще называют "китайской гаммой". Однако, небольшие отрывки пентатоники встречаются в русской народной музыке, причем в древних ее образцах, а также в музыке русских композиторов. Пентатоника, как ладовая краска иногда применяется и западно-европейскими композиторами, например, Эдвардом Григом. Бесполутоновые трихорды (например, ре-ми-соль) свойствены и старинной европейской музыке, в том числе шотландской. Пентатоника может быть, как мажорной, так и минорной:
Бывает еще и гемитонная пентатоника, то есть полутоновая пентатоника. Ее звукоряд: си-до-ми-фа-соль. Это достаточно редкий вид пентатоники, характерный для стран Азии, например, Японии.
Также принадлежит к ладам народной музыки мажорный и минорный лад с двумя увеличенными секундами или дважды гармонический лад. Этот лад характерен для ближневосточной музыки, в том числе, для еврейской, а также для болгарской и венгерской музыки. Эту гамму еще называют "Венгерской". В мажоре - понижается II и VI ступень. В миноре - повышается IV и VII ступень.
Вернемся к средневековым натуральным диатоническим ладам. Важно понимать саму природу модальности: главным является горизонтальное, монодическое, а не вертикально-аккордовое развитие; каждый тон лада самостоятелен и значим, в отличие от тональности, где есть главные и подчиненные ступени; отсутствуют тонально-гармонические тяготения; опора идет на основной, финальный тон лада, а не на вертикальное созвучие; развитие осуществляется с помощью попевок, характерных для каждого лада.
Мажорные натуральные диатонические лады:
Минорные натуральные диатонические лады:
Строение ладов следующее:
Ионийский лад происходит из Древней Греции. Ионийцы - именование одного из древнегреческих племен. Ионийский лад - это один из главных древнегреческих ладов, который и создали ионийцы. Но название "ионийский лад" пришло к этому ладу гораздо позже, сами греки мажорный лад с такой структурой называли лидийским! Звучание этого лада представлялось грекам ярким, торжественным и вместе с тем достаточно мягким, подходящим для застольных песен.
Лидийский лад пришел в Древнюю Грецию из Лидии - региона в Малой Азии. Однако, во времена древних греков структура лидийского лада соответствовала современному ионийскому ладу, а структуре современного лидийского лада соответствовал древнегреческий гиполидийский лад! Мажорный лад с четвертой высокой ступенью был связан с вакхическим культом Диониса и имел восторженное, страстное звучание.
Интересно, что в звучании современного лидийского лада можно уловить черты индийской народной музыки. Характерен лидийский лад и для польской народной музыки. Сейчас лидийский лад встречается в киномузыке и не только.
Миксолидийский лад, как бы "смешаннолидийский" лад - это еще один древнегреческий лад. Интересно, что постепенно миксолидийский лад проник в кельтскую народную музыку. В современное время яркое воплощение миксолилийский лад нашел в блюзе, джазе и рок-музыке. Этот лад имеет американский колорит.
Эолийский лад назван по имени одного из древнегреческих племен - эоляне. Интересно, что эта мягкая по звучанию и простая, по мнению древних греков, гамма тогда называлась гиподорийской.
Фригийский лад пришел в Древнюю Грецию из региона в Малой Азии - Фригии. Структура древнегреческого фригийского лада тогда соответствовала структуре нынешнего дорийского лада, а вот структура древнегреческого дорийского лада, как раз соответствовала нынешему фригийскому. Эта структура была очень важна для греков, они придавали ей особое художественное значение. Торжественное звучание минорного лада со 2 пониженной ступенью было для древних греков чуть ли не национальным символом, исполненным мужественности, серьезности и достоинства! Правда, тогда они называли эту структуру - дорийской гаммой. В Древней Греции было даже этическое противостояние дорийского и фригийского звучания, Аполлонического и Дионисийского начала.
Встречается фригийский лад у многих народов - в венгерской музыке, азербайджанской, русской, индийской. Не раз фригийский лад использовался в произведениях профессиональных композиторов, привлекая внимание своей сгущенной минорной краской. Сейчас фригийский лад часто звучит в рок-музыке.
Дорийский лад происходит от древнегреческих дорийцев - одного из основных племен Греции. Правда, структура древнегреческого дорийского лада тогда соответствовала структуре современного фригийского лада и наоборот. Структура минорного лада с повышенной шестой ступенью характерна для культа Диониса и ассоциировалась с чувственным началом. Звучание флейты было мягко минорным, чуть изнеженным и томным. Минорная краска смягчается в дорийском ладу, засчет повышения шестой ступени, что придает его звучанию мажорный оттенок.
Дорийский лад встречается в музыке самых разных народностей - в индийской и арабской музыке, русской и английской. Дорийский лад стал одним из главных ладов для джазовой музыки.
Локрийский лад происходит из Древней Греции - из региона Локриды. Для греков он имел значание драматического лада, подходящего греческим трагедиям. Встречается локрийский лад в арабской музыке. Особое значение имеет локриийский лад для армянской народной музыки.
Видео о диатонических ладах - ретроспективный обзор.Часть1:
Видео о диатонических ладах - детальный разбор каждого лада. Часть 2: