Как играть арпеджио на пианино? Тренируем фортепианную технику - играем аккорды-арпеджио

Как играть арпеджио на пианино? Тренируем фортепианную технику - играем аккорды-арпеджио

Арпеджио - это созвучие, то есть аккорд из трех и более разных звуков, который может быть расположен по терциям. Аккорды-арпеджио могут иметь структуру трезвучия, септаккорда, нонаккорда или иметь более сложную структуру. Слово арпеджио касается не структуры аккорда, а способа его исполнения! Звуки аккорда-арпеджио исполняются не одновременно, а последовательно, один за другим в определенном ритме. Арпеджио может быть равно восьмой, четверти или длиться более продолжительное время. В нотах арпеджио обозначается волнистой вертикальной линией, расположенной непосредственно перед аккордом. 

В качестве упражнения, в основном, играются короткие, длинные и ломаные арпеджио в виде мажорного и минорного трезвучия с обращениями, малого мажорного септаккорда с обращениями и уменьшенного септаккорда. Важно играть арпеджио правильными пальцами, наиболее удобными для конкретной тональности и структуры трезвучия - мажорного или минорного. Тогда это принесет только пользу и поможет развить фортепианную технику! Рассмотрим три вида аппликатуры, которыми играются короткие и ломаные аккорды-арпеджио - мажорные и минорные тонические трезвучия в следующих тональностях:

1. Первый вид аппликатуры, действительный для тональностей

  • До-мажор
  • ля-минор
  • Соль-мажор
  • ми-минор
  • Фа-мажор
  • ре-минор

Правая рука:

  • Тоническое трезвучие: 1 - 2 - 3 - 5
  • Тонический секстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5 
  • Тонический квартсекстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5

Левая рука:

  • Тоническое трезвучие: 5 - 4 - 2 - 1
  • Тонический секстаккорд: 5 - 4 - 2 - 1
  • Тонический квартсекстаккорд: 5 - 3 - 2 - 1

 

2. Второй вид аппликатуры, действительный для тональностей:

  • Ре-мажор
  • Ля-мажор
  • Ми-мажор
  • Си-мажор
  • Фа-диез мажор
  • Си-бемоль мажор
  • Ми-бемоль мажор
  • Ля-бемоль мажор
  • Ре-бемоль мажор
  • Соль-бемоль мажор

Пальцы в правой руке остаются неизменными, аппликатура меняется только в левой руке!

Правая рука:

  • Трезвучие: 1 - 2 - 3 - 5
  • Секстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5 
  • Квартсекстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5

Левая рука: 

  • Трезвучие: 5 - 3 - 2 - 1
  • Секстаккорд: 5 - 4 - 2 - 1
  • Квартсекстаккорд: 5 - 3 - 2 - 1

 

3. Третий вид аппликатуры, действительный для следующих минорных тональностей:

  • си-минор
  • фа-диез минор
  • до-диез минор
  • соль-диез минор
  • ре-диез минор
  • соль-минор
  • до-минор
  • фа-минор
  • си-бемоль минор
  • ми-бемоль минор

Пальцы в правой руке будут новыми, а вот пальцы в левой руке будут соответствовать  первому варианту аппликатуры!

Правая рука:

  • Трезвучие: 1 - 2 - 3 - 5
  • Секстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5 
  • Квартсекстаккорд: 1 - 2 - 3 - 5

Левая рука:

  • Трезвучие: 5 - 4 - 2 - 1
  • Секстаккорд: 5 - 4 - 2 - 1
  • Квартсекстаккорд: 5 - 3 - 2 - 1

 

Арпеджио могут быть короткими, длинными и ломаными.

  1. Короткие арпеджио играются на три октавы, последовательно: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, снова - трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, трезвучие, затем,  сверху вниз играется трезвучие, квартсекстаккорд, секстаккорд, снова - трезвучие, квартсекстаккорд, секстаккорд и трезвучие.
  2.  Ломаные арпеджио играются по такому же принципу, что и короткие, но звуки аккордов идут через один. То есть, в До-мажорном трезвучии после ноты До идет нота Соль, затем нота Ми и снова нота До, но уже в другой октаве. Также будет в секстаккорде и квартсекстаккорде. 
  3.  Длинное арпеджио - это разложенное на две октавы вверх и вниз трезвучие, затем, разложенный на две октавы вверх и вниз секстаккорд, разложенный на две октавы вверх и вниз квартсекстаккорд. То есть, при игре трезвучия, после третьего пальца идет не пятый палец, как в коротких арпеджио, а первый. Аппликатура в длинных арпеджио отличается от аппликатуры коротких арпеджио.