Как играть арпеджио на пианино? Тренируем фортепианную технику - играем аккорды-арпеджио
Арпеджио - это созвучие, то есть аккорд из трех и более разных звуков, который может быть расположен по терциям. Аккорды-арпеджио могут иметь структуру трезвучия, септаккорда, нонаккорда или иметь более сложную структуру. Слово арпеджио касается не структуры аккорда, а способа его исполнения! Звуки аккорда-арпеджио исполняются не одновременно, а последовательно, один за другим в определенном ритме. Арпеджио может быть равно восьмой, четверти или длиться более продолжительное время. В нотах арпеджио обозначается волнистой вертикальной линией, расположенной непосредственно перед аккордом.
В качестве упражнения, в основном, играются короткие, длинные и ломаные арпеджио в виде мажорного и минорного трезвучия с обращениями, малого мажорного септаккорда с обращениями и уменьшенного септаккорда. Важно играть арпеджио правильными пальцами, наиболее удобными для конкретной тональности и структуры трезвучия - мажорного или минорного. Тогда это принесет только пользу и поможет развить фортепианную технику! Рассмотрим три вида аппликатуры, которыми играются короткие и ломаные аккорды-арпеджио - мажорные и минорные тонические трезвучия в следующих тональностях:
1. Первый вид аппликатуры, действительный для тональностей:
- До-мажор
- ля-минор
- Соль-мажор
- ми-минор
- Фа-мажор
- ре-минор
Правая рука:
- Тоническое трезвучие: 1 - 2 - 3 - 5
- Тонический секстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5
- Тонический квартсекстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5
Левая рука:
- Тоническое трезвучие: 5 - 4 - 2 - 1
- Тонический секстаккорд: 5 - 4 - 2 - 1
- Тонический квартсекстаккорд: 5 - 3 - 2 - 1
2. Второй вид аппликатуры, действительный для тональностей:
- Ре-мажор
- Ля-мажор
- Ми-мажор
- Си-мажор
- Фа-диез мажор
- Си-бемоль мажор
- Ми-бемоль мажор
- Ля-бемоль мажор
- Ре-бемоль мажор
- Соль-бемоль мажор
Пальцы в правой руке остаются неизменными, аппликатура меняется только в левой руке!
Правая рука:
- Трезвучие: 1 - 2 - 3 - 5
- Секстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5
- Квартсекстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5
Левая рука:
- Трезвучие: 5 - 3 - 2 - 1
- Секстаккорд: 5 - 4 - 2 - 1
- Квартсекстаккорд: 5 - 3 - 2 - 1
3. Третий вид аппликатуры, действительный для следующих минорных тональностей:
- си-минор
- фа-диез минор
- до-диез минор
- соль-диез минор
- ре-диез минор
- соль-минор
- до-минор
- фа-минор
- си-бемоль минор
- ми-бемоль минор
Пальцы в правой руке будут новыми, а вот пальцы в левой руке будут соответствовать первому варианту аппликатуры!
Правая рука:
- Трезвучие: 1 - 2 - 3 - 5
- Секстаккорд: 1 - 2 - 4 - 5
- Квартсекстаккорд: 1 - 2 - 3 - 5
Левая рука:
- Трезвучие: 5 - 4 - 2 - 1
- Секстаккорд: 5 - 4 - 2 - 1
- Квартсекстаккорд: 5 - 3 - 2 - 1
Арпеджио могут быть короткими, длинными и ломаными.
- Короткие арпеджио играются на три октавы, последовательно: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, снова - трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, трезвучие, затем, сверху вниз играется трезвучие, квартсекстаккорд, секстаккорд, снова - трезвучие, квартсекстаккорд, секстаккорд и трезвучие.
- Ломаные арпеджио играются по такому же принципу, что и короткие, но звуки аккордов идут через один. То есть, в До-мажорном трезвучии после ноты До идет нота Соль, затем нота Ми и снова нота До, но уже в другой октаве. Также будет в секстаккорде и квартсекстаккорде.
- Длинное арпеджио - это разложенное на две октавы вверх и вниз трезвучие, затем, разложенный на две октавы вверх и вниз секстаккорд, разложенный на две октавы вверх и вниз квартсекстаккорд. То есть, при игре трезвучия, после третьего пальца идет не пятый палец, как в коротких арпеджио, а первый. Аппликатура в длинных арпеджио отличается от аппликатуры коротких арпеджио.