В этой статье речь пойдет о тональности Соль-бемоль мажор. Это необычная гамма, в которой шесть бемолей: си-бемоль - ми-бемоль - ля-бемоль - ре-бемоль - соль-бемоль - до-бемоль. Композиторы обращались к тональности Соль-бемоль мажор не столь часто, как к другим тональностям. Зачастую, Соль-бемоль мажор уступал место более удобному, энгармонически равному Фа-диез мажору. Однако, в тональности Соль-бемоль мажор написаны такие известные пьесы, как лирический экспромт №3 Ф.Шуберта (ор.90), виртуозный этюд №5 Ф.Шопена (ор.10), медитативная прелюдия №10 С.В.Рахманинова (ор.23), прелюдия №13 А.Н.Скрябина (ор.11). Интерсено, что эти пьесы роднит не только тональность, но и характер музыки: образы природы, ощущение воздуха, мягкая округлость звучания. Отчасти, это пространственное ощущение возникает, благодаря бесполутоновому звукоряду, возникающему на черных клавишах. Экспромт Ф.Шуберта наиболее драматичный в этом ряду сочинений и мечтательность Соль-бемоль мажора часто сменяется здесь мрачными минорными красками.
Гамма Соль-бемоль мажор включает шесть черных клавиш и всего две белые клавиши: соль-бемоль - ля-бемоль - си-бемоль - до-бемоль - ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль-бемоль. Правая рука начинает играть со второго пальца, а левая рука - с четвертого. Во время игры важно плавно разворачивать кисти вправо и влево, в зависмиости от направления движения!
Аппликатура следующая:
Читайте статьи о других гаммах: http://catmurr.ru/55/
Видео о гамме Соль-бемоль мажор: