Тональность си-бемоль минор - драматическая, сгущенно минорная. В гамме си-бемоль минор пять бемолей: си-бемоль - ми-бемоль - ля-бемоль - ре-бемоль - соль-бемоль. В этой тональности написаны такие драматические сочинения, как знаменитая соната №2 Фредерика Шопена и симфония №13 "Бабий яр" Д.Д.Шостаковича. В си-бемоль миноре написана виртуознейшая и какая-то "демоническая" по характеру прелюдия №16 Ф.Шопена из цикла "24 прелюдии" ор.28 и мрачная, трагическая прелюдия А.Н.Скрябина с тем же номером из цикла "24 прелюдии" ор.11. Несхожие по темпу и характеру прелюдии роднит не только тональность, но и мрачный колорит музыки. Это разные грани одного и того же состояния. В прелюдии Скрябина мрачности звучания добавляет низкий регистр, остинатный ритм, сложный переменный метр. Тональность си-бемоль минор в фортепианных циклах выбрана композиторами неслучайно. Циклы из 24 прелюдий написаны во всех тональностях, однако, энгармонически равный си-бемоль минору ля-диез минор - это тональность с семью диезами при ключе и нотой соль-дубль диез в качестве седьмой повышенной ступени! Поэтому, тональность ля-диез минор была бы слишком сложна для игры и выбран был си-бемоль минор. По такому же принципу в подобных случаях композиторы выбирают тональность ми-бемоль минор, а не ре-диез минор.
В гармонической минорной гамме повышается седьмая ступень, то есть будет не ля-бемоль, а нота ля-бекар. В мелодической гамме повышается шестая и седьмая ступень, то есть будет соль-бекар и ля-бекар. В мелодическом виде при движении вниз, играем натуральную гамму си-бемоль минор.
Аппликатура в правой руке в гармонической и мелодической гамме си-бемоль минор одинакова, а вот пальцы в левой руке в гармонической и мелодической гамме отличаются!
Гармоническая гамма си-бемоль минор:
Мелодическая гамма си-бемоль минор:
Игра гамм помогает в освоении техники игры на пианино и развитии координации движений! Важно научиться свободно играть гамму отдельно каждой рукой, тщательно освоить аппликатуру, а затем можно начинать играть двумя руками.