Тональность ре-диез минор, как самостоятельная тональность музыкальных сочинений, встречается не столь часто. Один из самых известных примеров - виртуозный этюд №12 А.Н.Скрябина, завершающий ор.8. Это невероятно эмоциональная, страстная, порывистая музыка в сложной "колючей" диезной тональности! Интересно, что внутри фортепианных циклов, затрагивающих все тональности квинтового круга, таких как: 24 прелюдии ор.28 Ф.Шопена, 24 этюда ор.10 и ор.25 Ф.Шопена, 24 прелюдии ор.11 А.Н.Скрябина, 24 прелюдии и фуги ор.34 Д.Д.Шостаковича - тональность ре-диез минор заменяется энгармонически равной тональностью ми-бемоль минор. Однако, в фа-диез мажорной прелюдии Шопена №13 "мелькает" параллельный ре-диез минор. Исключением в ряду фортепианных циклов такого рода является ХТХ И.С.Баха. В первом томе ХТК - это фуга ре-диез минор №8 (прелюдия в ми-бемоль миноре), а во втором томе - это прелюдия и фуга ре-диез минор №8. И.С.Бах хотел не только продемонстрировать все существующие тональности, но и показать красоту и равноценность их звучания.
Замена ре-диез минора энгармонически равной тональностью ми-бемоль минор объясняется большим удобством для игры. В тональности ми-бемоль минор вторая ступень - это нота фа, а не ми-диез, как в тональности ре-диез минор, а седьмая повышенная ступень - это нота ре, а не до-дубль диез. Однако, нельзя игнорировать гамму ре-диез минор, тем более, что она не столь сложна!
В гамме ре-диез минор шесть диезов: фа-диез - до-диез - соль-диез - ре-диез - ля-диез - ми-диез.
В гармоническом виде будет нота до-дубль диез (седьмая повышенная ступень), а в мелодическом - си-диез и до-дубль диез (шестая и седьмая повышенная ступень). В мелодическом виде при движении вниз играется натуральная гамма ре-диез минор!
Пальцы в гармонической и мелодической гамме ре-диез минор совпадают!
Аппликатура гаммы следующая: