В гамме фа-диез минор три диеза: фа-диез - до-диез - соль-диез. Это достаточно распространенная тональность, встречающаяся в сочинениях, начиная с 18 века! Самое знаменитое произведение в тональности фа-диез минор - это симфония №45 Й. Гайдна (1772). За симфонией закрепилось название "Прощальная", хотя сам Гайдн такового ей не давал. Подобная история вышла и с до-диез минорной сонатой Л. ван Бетховена, за которой закрепилось название "Лунная". В случае с "Прощальной" симфонией подобный заголовок был более оправдан, поскольку Й.Гайдн задумал превратить финальную часть симфонии в своеобразный небольшой спектакль: музыканты должны были один за другим покидать сцену, задувая свечи на пюпитре. Этим жестом они хотели обратить внимание князя Эстерхази на различные неудобства в условиях труда.
Есть еще несколько крупных сочинений в фа-диез миноре - это трагический полонез ор.44 Ф.Шопена, соната для фортепиано №1 Р.Шумана, первый фортепианный концерт С. В. Рахманинова и концерт для фортепиано А. Н. Скрябина. И это далеко неполный список разнообразных произведений в тональности фа-диез минор!
Гамма фа-диез минор, как и всякая минорная гамма, существует в трех видах: натуральная, гармоническая и мелодическая. В гармонической минорной гамме повышается седьмая ступень. В фа-диез миноре - это нота ми-диез. В мелодической минорной гамме повышаем шестую и седьмую ступень, то есть, в фа-диез миноре это будут ноты ре-диез и ми-диез. Играя мелодический вид минорной гаммы, вниз всегда играется натуральный ее вариант.
Пальцы в левой руке в гармонической и мелодической гамме фа-диез минор совпадают! Рассмотрим пальцы в гармонической и мелодической гамме фа-диез минор:
Гармоническая гамма фа-диез минор:
Правая рука: 2 - 3 - 1 - 2 - 3 - 1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 1 - 2 - 3 ⇔ 2 - 1 - 3 - 2 - 1 - 4 - 3 - 2 - 1 - 3 - 2 - 1 - 3 - 2
Мелодическая гамма фа-диез минор:
Видео о гамме фа-диез минор: