Тональность Ре-бемоль мажор, несмотря на пять бемолей при ключе, чрезвычайно широко распространена в музыке. К этой тональности обращались еще Йозеф Гайдн и Людвиг ван Бетховен! Интерес к тональности Ре-бемоль мажор не ослабевал на протяжении всего 19 и 20 века. Сочинения в Ре-бемоль мажоре есть у Ф.Шуберта и Р.Шумана, Ф.Шопена и Ф.Листа, С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина, Д.Д.Шостаковича. Одна из самых знаменитых арий в мировой оперной литературе - "И открылась душа" из оперы "Самсон и Далила" К.Сен-Санса написана в Ре-бемоль мажоре! Выбрали Ре-бемоль мажор для своих фортепианных концертов два великих композитора 20 века - С.С.Прокофьев (1 фортепианный концерт) и А.И.Хачатурян (фортепианный концерт 1936 г.). Выбор тональности Ре-бемоль мажор, в данном случае, отнюдь не случаен, так как в этом есть определенные отсылки к первому фортепианному концерту П.И.Чайковского и его триумфальной теме интродукции первой части, которая написана именно в Ре-бемоль мажоре! Замечательный композитор первой половины 20 века Н.Я.Мясковский создал в этой тональности свою симфонию №25.
Сочетание черных клавиш и относительно небольшого количества бемолей дает широкие художественные возможности. Искрящаяся и, вместе с тем, пленительная, энергичная и томная - вот амплитуда настроений, заложенных в тональности Ре-бемоль мажор. Сколько разнообразной музыки написано в этой тональности!
Рассмотрим гамму Ре-бемоль мажор. Она содержит пять бемолей: си-бемоль - ми-бемоль - ля-бемоль - ре-бемоль - соль-бемоль. Состав нот следующий: ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль-бемоль - ля-бемоль - си-бемоль - до - ре-бемоль.
При кажущейся сложности, аппликатура гаммы Ре-бемоль мажор достаточна проста и логична:
Важно освоить гамму сначала отдельно каждой рукой, а затем соединять руки. Играем гамму на две октавы вверх и вниз, плавно разворачивая кисти в зависимости от направления движения!
Статьи о других гаммах читайте на сайте: http://catmurr.ru/55/