Тональность Фа-диез мажор довольно необычная, в ней шесть диезов: фа-диез - до-диез - соль-диез - ре-диез - ля-диез - ми-диез! Обращаться к тональности Фа-диез мажор композиторы стали только в 19 веке, в значении чего-то особенного и даже экзотического. Так, например, Джузеппе Верди написал свой знаменитый хор пленных евреев из оперы "Набукко" именно в Фа-диез мажоре! Л. ван Бетховен применил эту тональность для своей поздней фортепианной сонаты №24. Неоднократно к ней обращались композиторы-романтики: несколько фортепианных сочинений Ф.Шопена, Ф.Листа и Р.Шумана написаны в тональности Фа-диез мажор.
Особенно характерна тональность Фа-диез мажор для музыки 20 века. Например, знаковые симфонические сочинения Александра Николаевича Скрябина - "Поэма экстаза" и "Прометей: поэма огня" написаны в Фа-диез мажоре. Интересно, что А. Н. Скрябин, обладавший цветным слухом, ассоциировал Фа-диез мажор с лиловым цветом - с духом свободного творчества. Также, Фа-диез мажор любил О. Мессиан и Г. Малер, применивший эту загадочную тональность для своей десятой симфонии.
Гамма Фа-диез мажор строится от черной клавиши и содержит только одну белую клавишу - ноту си! Таким образом, гамма Фа-диез мажор включает следующие ноты: фа-диез - соль-диез - ля-диез - си - до-диез - ре-диез - ми-диез - фа-диез.
При кажущейся сложности, гамма Фа-диез мажор играется достаточно логично! Важно разобраться с подменой первого пальца на третий на ноте си и первого пальца на второй на ноте ми-диез в левой руке. Советую Вам научиться играть гамму Фа-диез мажор отдельно каждой рукой на одну октаву вверх и вниз, а затем уже соединять руки. Потом можно расширить диапазон до двух - трех октав вверх и вниз! Главное, не забывать плавно разворачивать кисти вправо и влево, в зависмиости от направления движения вверх или вниз.
Вот аппликатура гаммы Фа-диез мажор:
Смотрите видео о гамме Фа-диез мажор:
Читайте статьи об игре других гамм на пианино: http://catmurr.ru/55/