Фа-мажор - это первая бемольная тональность. Она содержит один знак - си-бемоль. Если посмотреть на кварто-квинтовый круг, можно увидеть, что тональность Фа-мажор отстоит на квинту влево от тональности До-мажор! Подобно тому, как первая диезная тональность Соль-мажор отстоит на квинту вправо от тональности До-мажор.
Тональность Фа-мажор прочно вошла в музыку. Множество сочинений в этой тональности было написано еще в 18 веке. Одно из самых знаменитых произведений в Фа-мажоре - "Пасторальная" симфония №6 Л. ван Бетховена. Слово "Пастораль" буквально означает сельскую жизнь на лоне природы. Л. ван Бетховен описывает в этом удивительном сочинении свои впечатления от соприкосновения с природой, а также, яркие явления природы, близкие его характеру, такие как буря! Тональность Фа-мажор выбрана композитором неслучайно. За ней действительно закрепилась пасторальная семантика.
Знаменитая, сложнейшая ария "Царицы ночи" из оперы "Волшебная флейта" В. А. Моцарта написана в именно в тональности Фа-мажор!
Интересно, что именно с Фа-мажорной симфонии А.Рубинштейна началось развитие жанра симфонии в русской музыке. В 20 веке тональность Фа-мажор встречается не столь часто. Например, в Фа-мажоре написана прелюдия №7 ор.32 С. В. Рахманинова.
Гамма Фа-мажор состоит из следующих нот: фа - соль - ля - си-бемоль - до - ре - ми - фа.
В гармоническом виде, в мажорной гамме понижается шестая ступень. В тональности Фа-мажор это будет нота ре-бемоль. В мелодическом виде, в мажорной гамме понижается шестая и седьмая ступень. В тональности Фа-мажор это будут ноты ре-бемоль и ми-бемоль.
Аппликатура гаммы Фа-мажор в левой руке такая же, как была в гамме До-мажор, а вот в правой руке пальцы другие:
Можно сыграть гамму двумя руками на две октавы вверх и вниз в прямом движении и в расходящемся, не забывая правильно разворачивать кисть вправо и влево, в зависимости от направления движения!
В этом видео я расскажу Вам о том, как сыграть гамму Фа-мажор правильными пальцами: