Тональность До-мажор - это основа основ и начало начал! При кажущейся простоте этой тональности, ведь в ней нет знаков, именно в До-мажоре написано огромное количество знаменитой музыки, прежде всего, симфонической. Это знаковые симфонии своего времени, такие как: симфония №41 "Юпитер" В.А. Моцарта, симфония №9 Ф.Шуберта, "Фантастическая" симфония Г.Берлиоза, симфония№3 "Божественная поэма" А.Н.Скрябина, "Ленинградская" симфония №7 Д. Д.Шостаковича! Всем этим симфониям присущи торжественные и даже эпические черты, гармоничность и вера в победу добра - такой семантикой наделили композиторы тональность До-мажор! Известное фортепианное сочинение в До-мажоре - "Этюд-картина" №2 ор.33 С.В.Рахманинова.
Самое необычное произведение в До-мажоре - это симфоническая поэма "Прометей" А.Н.Скрябина. Назвать тональностью поэмы До-мажор можно лишь отчасти, так как Скрябин максимально усложнил здесь тональную систему и пришел к модальности, к некому искусственному ладу, построенному на звуках так называемого "прометеева аккорда". За устойчивый аккорд принято созвучие от ноты До: До - фа-диез - си-бемоль - ми - ля - ре. Также, в партитуре нет ключевых знаков, хотя, на протяжении всего сочинения количество случайных знаков весьма значительно. Подобно тому, как мир рождался из хаоса, "Прометей" как-будто созидается из ничего. Из шестизвучного аккорда рождается грандиозное симфоническое целое, сопровождаемое партией света.
В этой статье мы поговорим о том, как сыграть на пианино гамму До-мажор правильными пальцами! Начнем с того, что это самая первая и самая важная гамма, ведь ее аппликатура, то есть пальцы, которыми она играется, встречается во многих других, более сложных гаммах! Та же последовательность пальцев встретится в гаммах: ля-минор, Соль-мажор, ми-минор, ре-минор, соль-минор, Ре-мажор, си-минор, Ля-мажор, до-минор, Ми-мажор, Си-мажор и Фа-диез мажор. Гамма До-мажор состоит из белых клавиш, поэтому в ней нет знаков. Ее ноты широко известны: до - ре - ми - фа - соль - ля - си. Аппликатура гаммы До-мажор следующая:
Играем гамму До-мажор отдельно каждой рукой на одну или две октавы вверх и вниз, а затем уже начинаеем учиться играть гамму двумя руками. Можно потренинроваться и в расходящемся движении от ноты До первой октавы: правая рука идет вправо, левая рука - влево. Не забываем плавно разворачивать руки вправо или влево соответсвенно движению: в правую сторону, если идем вверх, в левую сторону, если идем вниз. В качестве упражнения, попробуйте положить на кисть ластик и следите за тем, чтобы он не упал! Пальцы при игре должны быть крепкими и не поджиматься - работает каждый палец, только тогда звучание гаммы будет ровным и красивым!
Игра гамм поможет развить координацию движений и одновременную работу двух полушарий мозга. Читайте другие статьи о гаммах и аппликатурах: http://catmurr.ru/55/
Видео о гамме До-мажор: