Тональность Соль-мажор - это первая диезная тональность. На квинтовом круге тональностей она расположена на квинту справа от тональности До-мажор. Следовательно, в тональности Соль-мажор - один диез (фа-диез). Это, возможно, самая распространенная тональность в музыке всех времен! Не счесть произведений разных музыкальных жанров, написанных в тональности Соль-мажор. Известные симфонические сочинения барочной эпохи в Соль-мажоре - это Бранденбургские концерты №3 и №4 Иоганна Себастьяна Баха. Знаменитые классические сочинения в этой тональности - симфония №94 "С ударами литавр" Йозефа Гайдна и "Маленькая ночная серенада" В. А. Моцарта. Интересно, что не только симфония №94, но и многие другие симфонии Й. Гайдна написаны именно в Соль-мажоре!
Знаменитейшая Соль-мажорная оперная ария во всей мировой музыкальной литературы - это каватина Нормы "Casta Diva" из оперы "Норма" В.Беллини!
Тональность Соль-мажор часто встречается в фортепианной музыке разных веков. Многие сонаты Доменико Скарлатти написаны в этой тональности. Четыре фортепианные сонаты Л. ван Бетховена написаны в Соль-мажоре - №10, №16, №20, №25. К тональности Соль-мажор благоволил и Петр Ильич Чайковский, написавший в ней знаменитую фортепианную Большую сонату и концерт №2 для фортепиано с оркестром!
Благодаря тому, что в гамме Соль-мажор один диез при ключе, играть ее очень удобно! Разучим ее сначала отдельно каждой рукой, а затем необходимо играть гамму Соль-мажор двумя руками на две октавы ввверх и вниз, в прямом и расходящемся движении. Пальцы в гамме Соль-мажор, такие же, как в гамме До-мажор: