В тональности ми-бемоль минор - шесть бемолей (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль). Впервые, к этой необычной тональности обратился Иоганн Себастьян Бах в своем ХТК. Несколько редких примеров обращения к ми-бемоль минору можно встретить у Й. Гайдна и Людвига ван Бетховена, а также у романтиков - И. Брамса (рапсодия №4), Ф. Шуберта (экспромт №2), Ф. Шопена и П. И. Чайковского. Рассцвет тональности ми-бемоль минор пришелся на 20 век! Два грандиозных сочинения, написанных в тональности ми-бемоль минор - это симфония №6 С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского. Семантика этой тональности драматическая, сгущенно минорная и образы, воплощенные в симфониях великих авторов 20 века, весьма трагические! Схожие образы царят в знаменитой "Элегии" ор.3 С. В. Рахманинова и 15 квартете Д. Д. Шостаковича. Интересно, что именно в этой сложной тональности ми-бемоль минор написан известнейший вальс "На сопках Маньчжурии"!
В минорной гармонической гамме повышается VII ступень. В ми-бемоль миноре повышенная VII ступень - это нота ре (ре-бекар.) В мелодической минорной гамме повышается VI и VII ступень. В ми-бемоль миноре повышенная VI и VII ступень - это нота до (до-бекар) и ре (ре-бекар). Важно не забывать, что при игре мелодической минорной гаммы, вниз играется натуральный вид!
Пальцы в гармонической и мелодической гамме ми-бемоль минор совпадают, поэтому играть ее достаточно удобно! Необходимо один раз выучить правильную аппликатуру, чтобы сыграть три вида гаммы ми-бемоль минор. Сначала необходимо разучить гамму отдельно каждой рукой, а затем можно играть двумя руками:
Игра гамм - полезная штука! Гаммы помогают лучше запомнить ключевые знаки в любой тональности и скоординировать руки при игре.